Previous Entry Share Next Entry
Роберт Джераси. Окно на Восток
alkra
Jerasy

Это, пожалуй, лучшая книга по истории Татарстана из тех, что мне до сих пор попадались. Хотя она книгой об истории региона не названа и, в общем, не является, будучи исследованием национальной политики империи.

В исторических книгах, прочитанных ранее, взаимоотношения народов рассматривались либо очень поверхностно, либо крайне тенденциозно. Последним особенно грешат местные так называемые исследователи от суверенной исторической науки, чья макулатура активно издавалась в девяностых, да и сейчас нет-нет появляется в книжных. "Окно на восток" на этом фоне сильно выделяется.

Я, наверное, впервые со всей полнотой осознал, что ещё век назад здесь существовали параллельно две разные культуры - мусульмано-татарская и православно-русская. Как и сама неразрывность в прошлом понятий "мусульманин" и "татарин" или "русский" и "православный" в голове укладывалась не очень хорошо.

Тем интереснее становятся метаморфозы новейшей истории. Триста лет Российская империя относилась к русификации народов в первую очередь с позиций христианизации, а распространение русского языка и русского образования без религии многими считалось делом нежелательным и даже вредным (!). Разумеется, миссионерская деятельность порождала весьма нервное противодействие со стороны мусульманских "фанатиков", и сколь-нибудь заметных результатов политика так и не дала. Прошли семьдесят лет Советов, двадцать лет новой России - и вот уже приехавший в Казань путешественник вряд ли отличит местного татарина от местного русского, разве что по имени да степени владения тем или иным языком.

Впрочем, на вопрос, почему так произошло, книга не ответит. Дело даже не в том, что советский период, с которым можно было бы сравнивать, исследованием не затронут. Оно хоть и не лишено авторского взгляда, но обошлось без широких обобщений и однозначных объяснений действий и мотивов отдельных людей, групп и, тем более, государственной политики в целом. Вопрос межнациональных отношений, в широком смысле даже отношений России и Востока подан в нескольких контекстах, среди которых школы Ильминского, Мултанское дело, профессор-иноземец инородец Катанов или казанское миссионерское общество, с большим количеством фактического материала, окончательную трактовку которого читателю предлагается сделать самостоятельно. Редкое качество исторической литературы, доступной на русском языке.

  • 1
"Профессор-иноземец Катанов" - так в книге? Интересно, кто переводил. Катанов был известен (если оставить тюркологию в стороне) тем, что он был --- инородец (так раньше называли нацменов), хотя и татарин (минусинский). :)))

Инородец, конечно. Я опечатался.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account